Понедельник, 08.07.2024, 10:56
Приветствую Вас Гость | RSS

Музей "Истоки" Оракской ООШ №15

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Археология

 Территория, по которой протянулись улицы села Ораки, обитаема тысячи лет. Доказательством данного утверждения являются сотни курганных насыпей, петроглифы на горе Кедровой, десятки поселений древних людей, оставивших следы на земле. Следы эти- россыпи фрагментов керамики всех древних культур, начиная от афанасьевской и кончая таштыкской, вдоль Уракского и Окуневского родников. В Ораках представлена андроновская культура, упоминаемая во многих научных книгах и учебниках. На территории нашего села нужно изучать историю древних народов Сибири. Земля здесь никогда не пустовала. Один народ сменял другой, на смену одной культуре приходила другая. Об этом свидетельствуют и ученые

           История изучения археологических памятников.    Улус Ораки (в старой транскрипции – Урак) попал в поле зрения археологов еще в  1887 году, когда здесь работала финская экспедиция И.Р.Аспелина. Сведений о наскальных рисунках на горе Кедровой в книге, изданной в  1931г. Аппельгреном – Кивало, по материалам этой экспедиции нет.

Тем не менее, им опубликовано большое число изображений, выбитых на плитах тагарских курганов, осмотренных и частично раскопанных экспедицией в непосредственной близости от пос. Ораки и горы Кедровой, которая на плане Аппельгрен-Кивало названа Кизик-Даг.

Всего  документально подтвержденных раскопок в окрестностях села с  1887 г.  было  произведено более  120 курганов, содержащих около двух с половиной могил, а также три поселения.  Количество захороненных в могилах погребенных не поддается подсчету, но наверняка исчисляется тысячами, т.к. в позднетагарских  коллективных погребальных комплексах их число достигало  150 и более человек. 

                      В  1909 году в селе побывал этнограф, археолог Александр Васильевич  Андрианов ( 1854-1920), который помимо Уракской писаницы (возле улуса Орак) обследовал и другие памятники наскального искусства в бассейне Белого и Черного Июсов, в том числе Сулекскую, Печищинскую, Ошкольскую.  Согласно его отчетам, им было скопировано  62 изображения. На Кедровой горе.  Где хранятся эстампажи, сделанные А.В.Андриановым на Оракской писанице – в Музее антропологии и этнографии в Санкт-Петербурге  (МАЭ) или же в Томском Музее археологии  и  этнографии Сибири (МАЭС) – нам установить не удалось.  Известная исследовательница Южной Сибири Э.Б. Вадецкая ссылается на архивы  музея Томского университета. Согласно ее справочному аппарату,  24 эстампажа, снятые на Оракской писанице,  хранятся в МАЭС.

           В  1926-1929 годы  Г.П. Сосновский вскрыл карасукские и тагарские могилы у улуса Ораки, а также обследовал петроглифы на горе Кедровой.  Г.П. Сосновский переснял  18 фигур –  11 оленей, антилопу,  3 человека, всадника и  2 котла. Он считал, что «писаницы окрестностей улуса Орак – наиболее крайний северо-западный пункт распространения памятников этого вида в Минусинской котловине». До сих пор это утверждение сохраняет свою силу. Тем настоятельнее была необходимость вновь обследовать это местонахождение и определить его подлинное место среди других наскальных изображений Минусинского края, что и было сделано учеными  1999г..

           В конце  20 века ученые детально исследуют наскальные рисунки в районе сел Ораки и Большое озеро.  Экспедиция В.А.Семенова ( 1999г) выявила  18 групп петроглифов с  69 четкими изображениями но горе Кедровой.  Другие сохранились плохо или являются незаконченными, неясными, а то и просто выбоинами, и считать их за полноценные рисунки нет оснований. В результате  данные  2000г.  в целом совпадают с цифрами А.В. Андрианова.

Группа № 7 на горе Кедровой выделяется по своему динамизму и образной насыщенности. Ее центр- сцена терзания. ( нападения хищника на оленя) – достаточно редкий сюжет в наскальном искусстве Южной Сибири и Центральной Азии.  Е.В.Переводчикова считает, что сцены терзания появляются в скифском искусстве только в  5 в. до н.э. и заимствуются из искусства греко-персидского мира. По мнению Я.А. Шера, эти рисунки могут относиться к аржано-майэмирскому времени.

По мнению Е.Е.Кузьминой, изображение сцены терзания в скифском искусстве воплотило представления индоиранцев о космогоническом акте творения и дуалистической борьбе противоположных сил природы – мировой гармонии с хаосом, света с тьмой, жизни со смертью. Аналогичные идеи в переднеазиатском искусстве были реализованы в сцене терзания быка или оленя львом. Этот сюжет в несколько трансформированном виде нашел отражение в скифском искусстве. В свете этнографических, лингвистических и мифологических данных сцены терзания тесно связаны с сюжетом охоты и с солнечным культом, культом умирающего и воскрешающего божества. В древнешумерийском эпосе о Гильгамеше существует миф об умирающем и воскрешающем божестве Думузи, которое предстает в образе оленя, за которым гонятся демоны подземного мира, называющееся в мифе гала, и затем растерзывают его.  Сцены охоты и терзания символизируют борьбу старого и нового, процесс жизни. В них олень может ассоциироваться с культом солнца и плодородия, так как они неразрывно связаны между собой.

                      У древних народов был распространен миф, в котором говорилось о ежегодном обращении солнца по кругу. Какое-то копытное животное (чаще олень или оленуха) преследует охотник. Преследователи могут принимать облик медведя, росомахи, волка или льва.  Олень, которого «когтит» хищник на горе Кедровой, обладает определенными своеобразными чертами, по всей видимости, характерными для северной части Минусинской котловины. У него длинная, вытянутая шея с маленькой головой и пристроенной мордой. Рог распростерт горизонтально над прямой, без обычного треугольного выступа (или горба) спиной. Подчеркнуты округлость бедра и крупа, характерные для скифского звериного стиля.

            Перед оленем изображены две круглоголовые антропоморфные фигуры, у которых выделены стопы, направленные у каждой в свою сторону: у верхнего – вправо, у нижнего - влево. За сценой терзания расположены еще три оленя, все разной конфигурации, и лучник, стоящий на рогах одного  из животных. Эта кажущаяся на первый взгляд случайной связи человека и оленя находит подтверждение при рассмотрении  других групп.

           По классификации В.В.Боброва, фигуры с длинной шеей и горизонтально распластанным над спиной рогом относятся ко второму типу и датируются  4-3в.в.до н.э. Так же могут быть датированы и изображения котлов. Петроглифы горы Кедровой очень специфичны и определенным образом выделяются из всего известного в Минусинской котловине. Одно несомненно, что этот памятник относится к тагарской эпохе.

 

ПЕТРОГЛИФЫ НА ГОРЕ КЕДРОВОЙ 

 Гора Кедровая (абсолютная высота  490м) расположена в центре небольшой межгорной впадины, окруженной сравнительно высокими лесистыми кряжами к югу от озера Кедровогои в  3,5 км. К северо-западу от деревни Ораки.

Наскальное святилище на горе Кедровой является монокультурным памятником эпохи раннего железа, который  можно связать с тагарским населением северо-запада Минусинской котловины.  Могильники тагарской культуры, расположенные у южного подножия горы Кедровой и на ее юго-восточном склоне, насчитывающие более  100 насыпей – курганов, несомненно, составляют одно целое с петроглифами, включенными в локус некрополя.  Вершина горы и обрамляющий ее декорированный скальный фриз находились в наивысшей точке сакрализованного пространства, где происходили тризны и жертвоприношения духам погребенных здесь предков.

Начиная с  1977 года и по настоящее время, в Шарыповском районе работает Сибирская археологическая экспедиция ИИМК РАН. За этот срок исследованы более  30 различных памятников древней истории, большинство из которых ранее не были известны. Самое же главное – создана первая в Красноярье «Археологическая карта Шарыповского района».

Литература по теме:

Красниенко С.В., Субботин А.В.Археологическая карта Шарыповского района, Санкт-Петербург, 1997

Семенов В.А., Килуновская М.Е, Красниенко С.В., Субботин А.В Петроглифы Каратага и горы Кедровой, Санкт-Петербург, 2000

Семенов В.А., Килуновская М.Е, Красниенко С.В., Субботин А.В., Изображения на плитах тагарских курганов.,  Санкт-Петербург, 2003

Дэвлет М.А. Александр Васильевич Адрианов (к  150-летию со дня рождения), Кемерово, 2004

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz