Понедельник, 08.07.2024, 10:50
Приветствую Вас Гость | RSS

Музей "Истоки" Оракской ООШ №15

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 32
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Гражданская война и крестьяне

 Отношение крестьянства к советской власти было сложным и изменчивым. Социально-неоднородному населению были характерны самые полярные политические устремления. Одни крестьяне являлись членами большевистских подпольных организаций, другие – белых дружин.

Наряду с классовым расслоением в Ачинском уезде (куда входила территория нынешнего Шарыповского района) сохранялись так называемые видовые группы: крестьяне – сторожилы, крестьяне – переселенцы, казаки, инородцы, между которыми также наблюдался антагонизм.

На стороне белых выступали больше казаки и крестьяне – старожилы, многие бывшие переселенцы, приставляющие бедноту,  стали партизанами. Хакасское население, живущее в районе, в то смутное время выступало за создание союза ачинских и минусинских инородцев, со своим собственным самоуправлением,  судом, милицией, земскими учреждениями, совместным с другими народами представительством в Учредительном собрании, а также за развитие кооперации, школьного дела и медицинской помощи. В земельных отношениях, болезненных для коренных жителей они стояли за ограничение масштабов переселения и закрепления за ними земель, находящихся в фактическом пользовании инородцев, и повышенные нормы наделения землей скотоводческих хозяйств. В вопросах о выделении инородческого района в административно-территориальную единицу, обеспечению землей, развитие животноводства с инородцами были солидарны и русские крестьяне.

 Накануне  1917 года в Сибири буквально на глазах зарождались новые крестьянские общества. Внешне все выглядело как будто обыкновенно: рядом селились близкие родственники, и к инородцам присоединялись пришлые – вот и возникла деревенька. Жизнь их складывалась по каким – то неписанным, жившим в народе законам, которые проявлялись в необычности земельных отношений, рожденным жгучей жаждой справедливости: право на доступ к земле дарована каждому общиннику, земля – коллективная собственность. Так было только в Сибири.
   Наступил  1918 год. Сибирские крестьяне не знали крепостного права и помещичьего гнета, земли было много, и революция не дала им ничего. Сибирское крестьянство находилось под сильным влиянием эсеров и меньшевиков, и проявлялось недовольство политикой советской власти. В деревнях царил полный произвол кулака и военщины. Были многочисленные аресты, избиения.
     Крестьяне не были инициаторами выступлений ни против большевиков, ни против колчаковцев. Их движение, как правило являлось стихийным и ответным на агрессивное и эгоистическое отношение к деревне и советской власти и белого режима. Одной из причин явилось общее для красных и белых насилие над крестьянами , выразившиеся к карательных акциях и  жестоких мерах по изъятию продовольствия. Загубленных жизней и причиненных белыми бедствий было так много, что это стало главной причиной организации в Енисейской губернии отрядов ЧОН.

Свидетели вспоминают следующие события: «В марте  1918 года отряд сотника Черкашина в д. Чебаки на рассвете вывели на картофельное поле, секли нагайками, рубили шашками, расстреляли около ста человек». Вскоре учинена расправа в Сарале , где в числе других погибли пять братьев Янгуловых. «Сильно зверствовали казаки. Пороли нагайками тех, кто когда-то привечал партизан». Расстреляли  14 рабочих- коммунистов с рудника Богодарованного. «Соловьевцы отобрали у нас продукты, увели коней, жгли дома и покосы», «Зимой банда уходила в тайгу, а с ранней весны до поздней осени блуждали  по улусам и деревням, грабили мирное население, убивали активистов».

Нельзя идеализировать ни белых ни красных. Население хотело жить мирно. Мало кто служил у Голикова, не хотели идти и к Соловьеву. Мужики боялись и тех, и других.

Устный рассказ Федора Васильевича Тарханова ( 1913г., проживающего в селе Парной): «Мой отец родом из Кадата, а я вырос в Косых Ложках. Весной  1919 года случилась в семье трагедия. Мой брат Павел  1900г.р. пахал на конях наш земельный надел. Земля сырая, налипла на бороны, остановился почистить, налетели казаки, орали, махали шашками и отрубили брату голову. Недалеко пахал Нифонт Кучелаев, и ему голову отсекли, они ни в чем замешаны не были.»

 В эти дни на подавление действий партизанского отряда М.Х.Перевалова были брошены значительные силы белых: отряд сотника Бологова из Минусинска, отряд капитана Ситникова и центровики из Ачинска, белая дружина из Абакана. Кровью залита земля: в Шарыпово расстреляно  56 человек, в Парной-  78, в Ужуре – 132.

 Устный рассказ Варвары Соловиченко, бывшей связной отряда Дмитрия Мешкова, награжденной грамотой «За боевые заслуги» в гражданскую войну: «В Парной была создана коммуна, в которую вошли  35 человек, в том числе и я. В  1919 году в село ворвалась банда белых и расстреляла  78 человек, выискивая, прежде всего коммунаров. Выкопали ров и всех расстрелянных побросали туда, как попало. Через год всей деревней перезахоронили погибших парнинцев в братскую могилу посредине села. В ней Тархановы Андрей и Тимофей, расстрелянные колчаковцами по доносу других Тархановых» (из архивов Оракского школьного музея).

О годах гражданской войны  воспоминает житель села Тарханов М.З.

«В гражданскую войну в с. Ораки то белые придут, то красные. Однажды приехали белые, с ружьями ходили по дворам, выгребли все зерно. Пятнадцать телег нагрузили, на каждую подводу посадили оракцев конями править, и обоз отправился в сторону Ужура. Через гору перевалили в сторону Окуневого озера – красные скачут. Началась стрельба.  Зиновей Тарханов на своих жеребцах шел четвертым. Смотрит – застрелили первого, второго – он мешок на себя, к телеге прижался, лежа сумел коней развернуть и поскакал к деревне, один за одним мешки скидывая, белые погоню устроили. Ускакал, много тогда людей перестреляли, но белым ничего не досталось. Мешки с Зиновеевой подводы прострелены были, он чудом живым остался. Красные впоследствии для самозащиты выдали винтовку.

Жили на улице Центральной в доме, где сегодня в Ораках Иван Гоцманов проживает. На задах стояли скирды, а скот был в загоне через дорогу за Иконниковским домом. Кто- нибудь из домашних всегда за ужурской горочкой наблюдал – появятся конники – Зиновей ружье хватает и к скоту – боялся, что коней у него угонят. В соломе спрячется и наблюдает. Мавра Романовна говорила, как покончили с бандитизмом, так в селе коней не стало. В один из летних дней пришел в Ораки гость из Сартачуля – Кирилл Назарович Тарханов. Он был женат на родной сестре Марфы Кондратьевны ( жена Василия Родионовича Тарханова) Ефросинье. Идет по улице, откуда ни возьмись белые. Кирилл – все знали – активист-большевик. Он в дом к Зиновею. Мавра Романовна отправляла его к мужу за огороды, выглянула в окно, а белые уже у дома. Плашку в комнате у окна подняла, спрятала его, сверху половики постланы – ничего не видать. Белые Кирилла еще на улице приметили, видели, что в ограду зашел. К дому подъехали, начали искать, нет его. На огородах подожгли скирды, никто не выскочил. Амбар подожгли, дом весь перерыли, сундук Мавры Романовны с добром разграбили. Она, будучи девкой, ловила рыбу в бригаде на озере Белом. Хозяин расплачивался хорошей одеждой: отрезы на платья, сукно было- все добро по сумкам разложили. Полотенца на шею намотали. Обыскали подвалы,  подполья. Зиновей скот караулил, увидел – двор загорел, крадется к дому. Мавру повели на допрос в другой дом, Матвей – сын  5 лет идет рядом, на руках Миша  1,5 годика. Требовали выдать красного, молчала. Бичом стегали, молчала. Спасла Кирилла. Впоследствии, когда бы ни ехал в Ораки Кирилл, всегда Мавре Романовне подарок привозил за свое спасение: то платок, то отрез на платье».

Из воспоминаний жителей:  «В Ораках в  1919 году была создана коммунистическая  ячейка. Красные дали десять винтовок, защищаться от белых. Пришли белые, арестовали мужиков, у которых ружья были. Согнали в дом, били,  пытали, вся ограда в крови, привязывали всех к столбу, крики слышало все село. Заперли в амбар, на утро повели к горе Динамитке и там на Окуневском кладбище на сваленной березе отрубили головы десятерым оракцам, большинство из которых хакасы были. Один высокий, курчавый, красивый хакас.

После казни заехали в дом к Архипу Угужакову – было застолье. Марейку Шушеначеву   выдали замуж за служилого из банды  Соловьева, она родила двух сыновей, один был похож на Соловья..  Марейка была красивая хакаска, в детстве  отдана отцом  в монастырь грамоте учиться.

У Каргонтия Тюндешева был сын Миша.  Зиновей Тарханов , Шушеначев Гавриил, Барсугачев, Угужаков Архип, Тартачаков Егор и мн др были впутаны в дела то красных, то белых.»

 

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Copyright MyCorp © 2024
Сделать бесплатный сайт с uCoz